Замена щеток генератора

К категории самых уязвимых частей генератора вполне заслуженно относятся щётки, показатели оборотистости которых на этапе контакта с токосъёмными кольцами составляют порядка 12-14 тысяч об/минуту. Происходит быстрое изнашивание контактирующих поверхностей, что потребует своевременной замены щёток генератора с целью предупреждения выхода из строя щёточного узла и обеспечения беспроблемного электроснабжения авто при передвижении.

Функция щёток генератора

Контакт токосъёмных колец на вращающемся роторе с щётками генератора обеспечивает подачу тока на обмотку роторного возбуждения от аккумуляторной батареи. В результате происходит создание требуемого электромагнитного поля. Воздействие магнитного поля переменного типа от вращающегося ротора в катушечной обмотке статора гарантирует получение электродвижущей силы и создание переменных параметров. Прохождение этой величины сквозь диодный мост производит преобразование в постоянные показатели, требуемые для высокоэффективного питания аккумуляторной батареи или сохранения функциональной значимости электрического оборудования транспортного средства.

Признаки износа щёток

Осуществлять замену щёток целесообразно по факту выявления такого износа. Оптимальной станет замена каждые четыре года, с учётом среднего пробега 50 000 км. Тем не менее, очень сложные эксплуатационные условия сопровождаются более ранним критическим износом всех щёточных графитных стержней или соединений (медь, бронза, алюминий). Минимальный выступ элемента должен составлять 0,5 см (в норме – 0,8-1,0 см). Замеры данного ключевого показателя помогут выявить наличие проблем и необходимости произвести замену, если отмечаются следующие признаки износа:

  • отсутствует стартёрная реакция при повороте ключа в замке зажигания на отметку «ON», что является результатом перекошенных стержней с недостаточным их прилеганием;
  • наблюдается замедленное движение маховика силового агрегата стартером;
  • снижаются показатели мощности салонного освещения, отмечается мигание света габаритных огней или фар;
  • происходит незапланированное выключение электрических приборов;
  • слишком быстро разряжается аккумуляторная батарея с риском отсутствия её последующей полной зарядки.

Для определения причины появления сбоев в функционировании генератора, важно произвести грамотное диагностирование неисправностей, включая щёточный узел.

Способы проверки генераторных щёток

Вполне естественным является объединение в единое целое щёточного узла и регулятора для напряжения, а пружинное усилие обеспечивается только контактом с токосъёмными роторными кольцами. Сбои в работе быстро определяются визуальным осмотром, а также замерами длины и диаметра (в норме – от 1,42 до 1,44 см). Недопустимыми являются выработки на поверхностях контактов, а пришедшие в негодность токосъёмные кольца требуют обязательной замены.

Частое явление – повышенное сопротивление щёток, составляющее в норме максимум 0,5 Ом, поэтому при повышенном сопротивлении, выявленном мультиметром, необходимо произвести замену щёток. Значительное количество современных моделей авто отличается щёточным узлом, совмещённым с регулятором для напряжения. Поэтому появление проблем в работе может быть спровоцировано выходом их строя реле-регулятора, который требует напряжения 15 В и тока в пределах 5,0 А.

Диагностировать проблему можно по результатам замеров, выполненных при помощи простого мультиметра. В условиях заведённого силового агрегата данный показатель на клеммах батареи аккумулятора и на генераторном выходе варьирует в пределах 14,0-14,2 В, но при возможности максимального отступа 0,5 В. Наличие более существенных колебаний позволяет усомниться в работоспособности реле-регулятора и решить вопрос его замены.

Проверка регулятора напряжения

С этой целью производится сборка схемы, соединяющей посредством кабелей сразу несколько элементов, представленных регулируемым блоком питания, лампочкой, а также регулятором для напряжения и щёточным узлом, мультиметром. При подключении блока питания и мультиметра нужно соблюдать полярность, а провода от лампочки фиксируются на щётках. При подключении блока питания осуществляется подача напряжения 3,0 В или более, вследствие чего включается лампочка. Постепенный рост напряжения до показателей 14 В заставляет лампочку гаснуть, что является свидетельством нормального функционирования регулятора.

Замена щёток на генераторе

Менять щётки можно без демонтажа генератора, сняв регулятор для напряжения и щёточный узел, предварительно отключив питание генератора. Затем аккуратно откручивается зажимная гайка, демонтируется регулятор напряжения и держатели щёток. Критический износ с выносом меньше 0,5 мм, осуществляется замена изношенной детали в несколько этапов:

  • отсоединение контактной группы и извлечение старых щёток;
  • зачистка места пайки и проверка пружинной упругости;
  • монтаж нового комплекта внутри держателя щёток;
  • тщательное и аккуратное припаивание контактов;
  • проверка свободного передвижения щёток внутри держателя;
  • установка щёточного узла на место и фиксация гайкой.

В целом ряде случаев отмечается нарушение контакта между щётками и роторными кольцами в результате залипания щёток из-за первых наслоений грязи или графитовых отложений. В этом случае помехи устраняются продувкой посредством сжатого воздуха.

Возможность восстановления

Экстренные ситуации позволяют использовать стандартный способ аварийного восстановления щёточного узла, но полноценная и высоконадёжная работа узла потребует применения только оригинальных запасных частей. Исходя из сказанного выше, вполне можно сделать вывод, что восстанавливающие мероприятия являются исключительно временным решением. В дальнейшем безопасность эксплуатации обуславливает диагностика или техническое обслуживание в компании "ПроСтарт" в Краснодаре, специализирующихся на таких работах и имеющих профессиональное оборудование. 


Перейти к списку